В предвоенной Германии существовали как минимум 94 ведомства и организации, ношение униформы в которых было обязательным. Свою лепту в разнообразие униформ внесли также вермахт и войска СС.
Исторически так сложилось, что все три составные части вермахта — сухопутные войска, военно-морской флот и военно-воздушные силы — в годы второй мировой войны не имели единой формы одежды. Что же касается войск СС, то создание собственной униформы имело для них принципиальное значение, ибо они всегда стремились подчеркнуть свое обособленное положение в системе вооруженных сил Третьего рейха.
Все компоненты вермахта и войск СС имели собственные системы воинских званий. Более того, в пределах каждого компонента для отдельных родов войск действовали собственные системы званий. Например, рядовой боец пехоты имел звание «шутце» — стрелок (с ноября 1942г. - гренадер), в кавалерии — «рейтер» (всадник), в артиллерии — «канонир», в инженерных войсках- «пионер» и т.д. К тому же все лица, входившие в состав данного рода войск, делились на две основные группы: военнослужащие и военные чиновники. Среди последних, в свою очередь, различались собственно военные чиновники, военные музыканты и военные священники. А военнослужащие унтер-офицерского состава делились на унтер-офицеров без портупей (офицерских темляков) и на унтер-офицеров с портупеями. К первой группе относились унтер-фельдфебели и унтер-офицеры, ко второй — фельдфебели.
В значительно упрощенном виде система воинских званий вермахта и войск СС приведена в таблице:
Введенная после 1935 г система знаков различия сухопутных войск немногим отличалась от аналогичной системы рейхсвера. Воинские звания обозначались погонами, петлицами и галунами на воротнике, шевронами и галунами на рукавах мундира, лампасами на брюках и некоторыми элементами головных уборов.
Погоны рядовых и ефрейторов были длиной 100-110 мм и шириной 40-45 мм. Погоны танкистов шили из черной ткани, а погоны военнослужащих всех остальных родов войск- из ткани в цвет воротника мундира. Первоначально это была темно-зеленая ткань, затем - ткань серо-зеленого цвета (фельдграу). По контуру, за исключением нижнего края, погоны снабжались цветной окантовкой. Цвет окантовки погон соответствовал цвету, установленному для данного рода войск или службы. Кроме окантовки погон этот цвет использовался в цветных деталях обмундирования и в головных уборах.
Существовало два варианта крепления погон на обмундирование. В первом варианте погон своим нижним концом вшивался в плечевой шов, а верхний конец пристегивался к пуговице, пришитой к мундиру. Во втором варианте погон был съемным, он имел пришитый к нижнему концу хлястик, который продевался в матерчатую петлю на мундире и застегивался на пуговицу, пришитую к мундиру. К этой же пуговице пристегивался и сам погон. Пуговица была металлической, диаметром 18 мм. На ее алюминиево-серую, зерненую поверхность с помощью штамповки наносилась цифра, обозначавшая номер роты, эскадрона или батальона, к которому принадлежал военнослужащий. В нижней части погона кандидата на чин ефрейтора крепился шнурок цветом по окантовке, а кандидату в унтер-офицеры полагалась одна нашивка из 9-мм алюминиевого галуна. На поле погона посередине вышивалась шифровка номера части или рода службы (или то и другое вместе). Иногда вместо вышитой шифровки использовались металлические знаки.
Для обозначения звания военнослужащих унтер-офицерского состава использовались галунные нашивки в нижней части погона и I, 2 или 3 квадратные звездочки (сторона квадрата — 24,20 или 18 мм соответственно), изготовленные из блестящего алюминия.
Унтер-офицер — кандидат на офицерскую должность имел две галунные нашивки. Столько же нашивок на унтер-офицерском погоне носил фаненюнкер-унтер-офицер (кадет, не имевший полного образовательного ценза кандидата в офицеры). Унтер-фельдфебелю полагались чистые погоны с галунной нашивкой по всему контуру, фенрих носил такие же погоны, но с серебристой шифровкой.
Звездочки полагались военнослужащим от фельдфебеля и выше. Фельдфебель имел одну звездочку в нижней части обшитого по всему контуру погона, обер-фельдфебель—две звездочки, располагавшиеся по продольной оси погона, а на погоне штабс-фельдфебеля в нижней части крепились две звездочки и еще одна располагалась над шифровкой.
Погоны обер-офицеров (лейтенантов и капитанов) изготавливались из двойного алюминиевого сутажного шнура серебристого цвета на цветном подбое по роду войск. Длина погона составляла 100— 120 мм, ширина 35 мм. Нижний край погона вшивался в плечевой шов рукава или крепился с помощью пристежного хлястика, а верх погона пристегивался форменной пуговицей.Лейтенант носил погоны без звездочек, обер-лейтенанту полагалась одна звездочка золотистого цвета, а капитану — две такие звездочки.
Погоны штаб-офицеров (майоров, подполковников и полковников) изготавливались из примерно того же двойного алюминиевого сутажного шнура серебристого цвета, что и погоны обер-офицеров. Однако шнуры сплетались таким образом, что образовывались пять петель на стороне, а в верхней части погона — еще одна петля, с помощью которой погон пристегивался к пуговице мундира. Погон снабжался цветным подбоем по роду войск, при этом верхняя петля оставалась свободной для пуговицы, а нижней частью подбой втачивался в плечевой шов или перегибался, образуя хлястик На майорском погоне звездочек не было, подполковнику полагалась одна золотистая звездочка в центре погона, а полковнику — две золотистые звездочки вдоль продольной оси погона.
Погоны генералов сплетались из тройного сутажного шнура, причем крайние ряды сутажа были золотого цвета, а средний-серебристого. Плетение походило на офицерское, но выполнялось в четыре петли на стороне, а в нижней части погона-в две петли. Подбой был единого алого цвета для всех родов войск. Генеральские звания обозначались с помощью серебристых квадратных звездочек. На погонах генерал-майора звездочки отсутствовали, а звание генерал-фельдмаршала обозначали скрещенные серебристые жезлы вдоль стандартных генеральских погон.
Более или менее единообразное обмундирование военнослужащие сухопутных войск носили в период до 1934г. и в 1937-1939гг. До 1937-1938гг. достаточно широко использовались предметы обмундирования, сохранившегося на складах рейхсвера, а с началом войны в целях экономии материалов обмундирование сухопутных войск подверглось весьма существенным изменениям. Так, уже распоряжением ОКХ от 28 декабря 1939г. количество вариантов формы было сокращено с одиннадцати (принятых в соответствии с распоряжением от 8 апреля 1935г.) до четырех: повседневная или выходная форма для официальных и полуофициальных мероприятий; повседневная форма для занятий боевой подготовкой: полевая форма для непосредственного участия в сражениях и рабочая форма для рядовых и военнослужащих унтер-офицерского состава, находящихся в наряде.
При этом конструкция предметов обмундирования неоднократно упрощалась, при их изготовлении использовались менее качественные материалы. Эти же тенденции нашли свое отражение и в принятой в 1944 г. новой униформе, единой как для сухопутных юйск, так и для люфтваффе и войск СС. В связи с этим следует отметить, что подобную унификацию обмундирования в Красной Армии провели задолго до начала Великой Отечественной войны.
Фуражка была единым головным убором всех военнослужащих сухопутных войск. Первоначально использовались принятые для рейхсвера фуражки с почти круглым верхом, а впоследствии верх фуражки принял седлообразную, яйцевидную в плане форму с сужением впереди. Сохранение формы верхней части фуражки обеспечивалось с помощью специальной пружины, вставлявшейся внутрь фуражки. Верх фуражки шился из сукна серого цвета, околыш — из темно-зеленого сукна. Канты цветом по роду войск проходили по тулье, по верху околыша и на расстоянии 3 мм от низа околыша фуражки. Козырек фуражки изготавливался из фибры. Сверху он покрывался черным блестящим лаком, а снизу — лаком зеленого или золотисто- коричневого цвета. Длина козырька составляла примерно 250 мм, ширина в средней части — 45 мм. Козырек был наклонен вниз под углом примерно 45 градусов . Для придания необходимой жесткости козырек по переднему краю снабжался 6-мм ободком.
Над козырьком офицерской фуражки на две пуговицы пристегивался шнур, свитый из серебристо-алюминиевых жгутов. У генеральских фуражек жгуты были золотистыми, а солдатские фуражки снабжались черным лакированным кожаным подбородным ремешком. Впереди на околыше крепился вышитый серебристой канителью на темно-зеленом суконном клапане венок дубовых листьев, внутри которого располагалась вышитая или металлическая черно-бело-красная имперская кокарда. На тулье крепился металлический или вышитый серебристой канителью на темно-зеленом суконном клапане имперский орел с размахом крыльев 60 мм. На генеральских фуражках кокарда на околыше и имперский орел были золотистого цвета.
Стальные шлемы (каски) использовались всеми родами войск. Во время второй мировой войны наибольшее распространение получили каски образца 1935 и 1942гг., однако на начальном и конечном ее этапах применялись и сохранившиеся со времен первой мировой войны каски образца 1916 и 1918гг.
Каску образца 1916г. разработали хирург XVIII германского армейского корпуса Август Вир и профессор Технического института в Ганновере Фридрих Швердт. Каска иэготавливалась методом глубокой вытяжки из листовой хромоникелевой стали, края завальцовывались. Форма каски, обеспечивавшая надежную защиту не только черепа, но и шеи, стала типичной для многих последующих образцов германских касок. По обе стороны каски имелись вентиляционные отверстия, снабженные выступавшими втулками. Конструкторы планировали использование вентиляционных отверстий для крепления дополнительной стальной пластины, защищавшей лоб солдата. Однако из-за большого веса пластины ее применяли довольно редко. Каска комплектовалась подшлемником с кожаным подбородочным ремнем.
Каска образца 1918г., именовавшаяся также «кавалерийской», имела два боковых выреза, для использования телефона или наушников.
Каска образца 1935г. была принята на вооружение 25 июня 1935г. Для ее изготовления использовалась высококачественная молибденовая сталь толщиной 1,25 мм.
Каска сохранила внешнее сходство с каской образца 1916г., однако ее глубину уменьшили для удобства ношения и лучшего обзора. С этой же целью были уменьшены щиток на затылке и козырек. Края каски и боковые вентиляционные отверстия были завальцованы.
Выпускалось пять типоразмеров касок. Благодаря различным размерам подтулейника можно было получить еще четыре промежуточных типоразмера. Таким образом, перекрывались все размеры головы от 50 до 60 см. В зависимости от типоразмера каска без подшлемника и подбородочного ремня весила 980—1180г и была примерно на 150г легче каски образца 1916г.
Из-за нехватки молибденовой стали каска образца 1935г. была заменена в производстве каской образца 1942г., изготавливавшейся из марганцевой стали. Одновременно упростилась технология изготовления самой каски — теперь ее выполняли с выступавшей отбортовкой краев вместо эавальцовки.
В 1943г. началась разработка принципиально новой стальной каски, у которой повышенная защита головы обеспечивалась за счет большого наклона боковых стенок. Запустить эту каску в производство во время войны немцам не удалось, но доработанный вариант ее производился с 1956г. для армии ГДР.
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| |
|