Урок аэрографии №2 "Трафареты и маски"
Для чего они нужны ? Да тут все просто: они предназначены для защиты тех участков картины, которые не подлежат напылению.
И так, что нам понадобится да и просто используется в работе:
1) Лист бумаги (обычно для изготовления масок используется самоклеющаяся пленка фирмы Oramask или 3М, но нам для начала сойдет и обычный листок бумаги).
2) Нож для вырезания масок:
А) нож типа скальпеля с керамическим наконечником и двумя аппликаторами предназначен для вырезания очень мелких деталей(необязательно);
В) нож с поворотной головкой(необязательно);
С) нож для резания бумаги или тонкого картона (обязательно);
D) большой нож для резания толстого картона (необязательно).
В качестве трафаретов можно очень даже неплохо использовать и то что продается в канцелярских магазинах.
Тока помните, что для того что бы распылить аэрографом краску в форме одно из отверстий трафарета, соседние отверстия все же следут закрыть пленкой или липкой лентой (малярным скотчем). =)
Да и вообще, если хорошенько задуматься, то в качестве трафаретов и масок можно использовать много-много предметов! Смотрите сами.
Ткань:
Бумага и картон:
Дары природы:
Вата неплохо подходит для неба:
конечно правильного неба с перспективой и всем остальным не получиться но для начала это неплохая подмога
И так далее, до бесконечности... Кстати о технике рисования по маске или трафарету:
Чем плотнее прижата маска к поверхности, тем четче будут края рисунка и наооборот. Так же следует учитывать и изгибы поверхности.
Теперь рассмотрим как это выглядит на практике.
Начнем, пожалуй, с элементарного. Приложим обычную линейку (маску) к поверхности и надуем на его край (рис.1) , потом уберем его. Врезультате получится такой ровынй срез (рис.2).
Теперь возмем лекало (маску), волнообразной стороной приложим к поверхности и распылим краску (рис.1). Результат такой же как и в предыдущем случае: четкий переход зеленой краски в белый цвет поверхности. Но теперь давайте по эксперементируем: приложим маску не плотно, а будем держать ее навесу, на растоянии ну, допустим, одного сантиметра от поверхности листа. Теперь переход получится нечетким, плавным и размытым.
Тоже самое получится если использовать в качестве маски какой-нибудь предмет с рваными краями, ну например кусок картона.
Кстати, при помощи маски с неровными краями очень удобно рисовать горы:
Вначале жирно закрашивем вершину, но помере удаления гор, они становятся все более светлыми и светлыми.
Дальние горы делаем уже совсем-совсем светлыми и вуаля! У нас получился живописный пейзаж с горами. ;)
Так же интересный результат дает ткань плюс трафарет:
С тыльной стороны маски, можно увидеть что ткань просто приклеена к бумаге
В итоге получается воткакая забавная штучка:
Но это не придел, а вот что получиться если просто задуть несколько раз одну стонону маски:
Ну да ладно, что-то мы отвлеклись. Вернемся к класическому рисунку, и нарисуем мы, пожалуй, сейчас... ...конус.
Берем материал для маски вырезаем в нем конус. Прикладываем к поверхности и аккуратно распыляем краску по краям (слево и справо).
И вот результат столь незамысловатой работы:
Точно так же изображается и цилиндр, но еще добовляется изображение верхней крышки цилиндра.
Теперь снимаем маску с крышки цилиндра и распыляем краску для изображения верхней части цилиндра (рис.4). После этого уже снимаем и большую маску (рис.5).
Используя подобную технику можно, например, нарисовать ленту: вырезаем маску под ленту (маска из трех частей: дальняя сторона, средняя сторона, ближняя сторона) и начинаем распылять краску (начинать следует с дальней стороны), изображая светлые и темные стороны. Потом снимаем маску со средней части и приступаем к её изображению (рис.3).
Теперь снимаем маску с ближней части ленты и изображаем светотень на ней. Потом снимаем общюю большую маску.
Опытные мастера, в аэрографии используют комбинированные техники. Трафарет, как правило, неободим лишь на начальном этапе работы, для обозначения основных контуров изображаемого объекта, когда на поверхность наносится набросок будущего рисунка. Затем прорабатываются детали, которые в свою очередь, могут состоять из множества мелких, вспомогательных трафаретов. Посмотрем на работу художника Владимира Пестролобичева их Самары, с точки зрения применения им различного рода трафаретов. Попробуем воссоздать технологический процесс, используемый художником во время работы.
Очень выразительная работы, подчеркивающая характер персонажа, изображенного на капоте и, скорее всего, характер хозяина автомобиля. Нам же эта работа интересна в рамках тематики повествования, и что именно использовалось в работе.
Перед тем, как приступить к нанесению к нанесению рисунка, важно продумать последовательность нанесения слоев краски. На этом примере мы видим, что ораньжевый фон "мультяшнего" дракончика технически плохо сочетается с голубым металликом, которым покрашен автомобиль. В художественном смысле такая "смесь" очень интересна ( холодное с горячим всегда привлекает внимание).
Однако, если мы положим ораньжевый фон не используя никакого трафарета на металлик, то неизбежно столкнемся на следующем этапе работы с трудносями перекрытия краской для облаков запыл от фона.
Иными словами, необходимо избегать ситуации, когда приходится белые и просто светлые тона ложились на яркие, красные, оранжевые цвета-подложки. Надо учитывать тот факт, что базовые краски, которыми мы работаем, не являются укрывистыми, иначе мы не видели бы игру перламутров и алюминия, входящих в их состав.
По этой причине, первый трафарет, используется в этой работе, должен просто не допускать ненужный запыл от оранжевого фона в ту область рисунка, где присутствуют облака...
После того, как мы нанесли фон, можно занятся самим объемом - в данном случае, с помощью трафарета, определяющего контур персонажа, мы это и делаем...
Когда мы определимся с фигурой дракона, можно, можно приступить к различного рода деталям с помощью тех же трафаретов (в данном случае большие белые пятна глах, зубов, темные - когтей и пр.)
Техника применения трафаретов не заключается только в том, что трафарет прикладывается к поверхности, наносится краска и все. После применения трафарета изображение требует дальнейшей обработки. Где-то линия должна оставаться четкой, где-то, наоборот требует смягчения, когда мастер поверх намеченного трафаретом контура, работает аэрографом без всяких масок.
Чем более оригинальная и неповторимая работа - тем более она ценится. Термин "трафарет" существует и в литературе, он означает установившееся, ставшиеся, ставшие привычными шаблонами поэтические средства. Однако, когда речь идет о вольклоре или течении, которое придерживается определенных форм и правил, пользование готовым, установившимся художественными формами отнюдь не является признаком творческой слабости. Но в аэрографии, разобрать и изготовить набор трафаретов для какого либо изображения, а затем штамповать его направо и налево, значит потерять вообще смысл и суть самой работы, которая состоит в индивидуализации кузова автомобиля. С другой стороны, когда мы применяем трафареты для повторяющихся элементов в расписи или как средство для наброска изображения, мы просто применяем инструмент, позволяющий нам работать быстро, удобно и эффективно.
Теперь перейдем к изображению прозрачного предмета.
Что бы нарисовать воду, без маски не обойтись. Вообщем, что говорить: вырезаем литеры и прикладываем их к поверхности:
"Исходная" позиция - "тушка" рисунка заклеена, красим фон: нанося тень от литер:
Гнусный момент: заклеить фон, расклеить рисунок (имеется ввиду отклеить литеры). Все "проколы" на этом этапе возможнее всего. Аккуратность - залог успеха!
Теперь начинается рутиная работа: тени и блики. Для начала изобразим тень на самих литерах:
И теперь самое последнее: блики. Тут следует быть очень осторожным с лезвием, делая трафареты под блики, ибо на этом этапе исправлять уже сильно труднее, если что...
И в итоге мы получаем вот такую вот замечательную картинку =) :
А теперь всеми любимая тема "космос". {^_^}
Звездное небо очень красивая штука, так что давай попробуем его нарисовать. Для начала возмем черную поверхность и поставим на ней аэрографом энное количество точек разного размера.
Теперь надо нарисовать непросто звезду, а блестящую звезду, которая тебе "подмигивает" с небосвода. Теперь берем пленку для трафарета и делаем аккуратные прорези крест-на-крест, накладываем на поверхность и задуваем (то белое большое пятно) и в итоге получается такое симпатичное светечение как у звезды, которая уже нарисована слева.
И для полного реализма изобразим ореол от блеска звезды. Вырезаем небольшой кружок и накладываем этот круг на звезду. После чего задуваем на этот круг немного краски.
Снимаем этот кружок с поверхности, чуть-чуть добавим в центр звезды краски для более яркого свечения и пожалуйста: звездное небо вовсей своей красе. =)
Ну и на десерт -простое окно. Окно, через которое открывается чудесный вид на мир аэрографии.
Варезаем трафарет, накладываем, задуваем...
...снимаем маску и сюрприз!